Что общего между смазкой RUBIN и футболом

Штатский писарь Вампилий Смазкин бегал по этажам здания «ВМПАВТО», вызывая всеобщее подозрение и создавая опасные сквозняки на этажах, пока не угомонился в курилке, именно там обнаружив наконец цель своей пристальной беготни: начальника научного отдела Эльмана Пенджиева.

– Эльман, не дадите закурить? – отдышавшись, начал издалека Вампилий.

Закурив же, он пустил в потолок глубокомысленное кольцо и как бы между делом изрек:

– Я какую ночь уже не сплю, все мечтаю проникнуть в глубины смазки МС 1520 ЕР-2, которая RUBIN. Вы случайно не в курсе этих глубин?

«Весь перекур насмарку, – догадался Эльман. – Вот прохиндей».

А вслух сказал:

– Конечно, я в курсе. Что именно вас интересует, уважаемый Вампилий?

В предчувствии великого разоблачения вышеупомянутой смазки Вампилий аж подпрыгнул.

– Мне любопытен принцип ее действия, – говорит. – Как она работает?

Чтобы хоть как-то отомстить сгорающему от нетерпения писарю, Эльман тоже начал издалека:

– В составе всякой пластичной смазки, как известно, есть три ключевых класса компонентов. Это жидкость – обычно масло того или иного вида, плюс загуститель, плюс присадки. Чтобы вы не пучили так глаза, я приведу бытовую аналогию: это каша, состоящая из воды (базовая жидкость), крупы (загуститель) и соли-сахара по вкусу (присадки). Или, если вы вдруг не едите каш, вот вам сравнение с холодцом: вода, сахариды и белки из костей или желатин, ну и соль-перец-хрен по вкусу.

– Холодец я уважаю, – согласился Вампилий.

– Большинство смазок в мире имеют минеральную основу, – продолжал Эльман. – То есть они изготавливаются на основе минеральных масел. Минеральные масла – это масла, полученные путем переработки нефти.

– Гм, – задумчиво вставил Вампилий. – А почему это, позвольте узнать, большая часть смазок в мире делается на минеральных маслах?

– Потому что они достаточно недорогие относительно синтетических (разница в стоимости на сегодняшний день где-то в пять-десять раз) и в большинстве случаев они обеспечивают для узла трения требуемые условия смазывания.

– Ну хорошо, с этим мне все ясно. Давайте про загустители.

– Статистически 90-95% выпускаемых в мире пластичных смазок – это смазки на основе мыльных загустителей. Если мы читаем на тюбике со смазкой, что в ее основе литиево-кальциевый загуститель, это означает, проще говоря, литиево-кальциевое мыло.

– Что значит «мыло»? Какое такое мыло? Обычное?

– Не будьте дураком, Вампилий, это не обычное мыло, конечно. Мыло оно просто по химической формуле, еще это называется солью жирной кислоты. Когда жирная кислота представляет собой длинную цепочку химических элементов и в ней имеются определенные ионы металлов, то это называется мылом. Улавливаете?

– Еще бы, – важно кивнул Вампилий.

– Так вот, если мы возьмем натриевое мыло стеариновой кислоты, то это твердое мыло, которым мы пользуемся, когда умываемся. Такое мыло тоже можно использоваться в качестве загустителя для смазки, но его технические свойства будут далеки от того, что на сегодняшний день требуется промышленностью. Поэтому здесь применяются другие мыла: в частности, литиевое, кальциевое, которые получаются в процессе загущения, или варки. То есть загуститель мы получаем в процессе производства смазки. Или, можно сказать, загущение происходит в процессе производства смазки.

– В том числе RUBIN’а?

– Совершенно верно. Большая часть смазок в мире имеет в основе литиевые мыла. Дальше, в зависимости от региона или промышленности, идут кальциевые, алюминиевые мыла… А еще есть другие, не мыльные загустители…

– Нет-нет, – замахал руками Вампилий, – про другие пока не надо. Вы лучше скажите, какого лешего вообще делает это мыло в смазке?

– Классический пример: губка для мытья посуды, смоченная водой. Губка (каркас) – это и есть, собственно, загуститель в смазке. Губка – загуститель, который должен быть равномерно распространен в масле (составе смазки). Загуститель выступает как носитель чего-то другого (но это не единственная его роль). Возьмем любое масло (минеральное, синтетическое, без разницы), оно все равно относительно жидкое, так вот с помощью загустителя мы получаем нужный нам густой продукт. Благодаря мыльному загустителю, говоря простым языком, масло держит форму.

– А RUBIN?

– И RUBIN. Это касается вообще всех пластичных смазок.

– Ну ладно, теперь давайте про принцип действия, – потер ладонями Вампилий.

– Принцип действия у всех смазок тоже одинаковый. Их закладывают в какой-то узел трения, и там они крутятся-вертятся внутри каких-нибудь подшипников, зубчатых передач, на поверхностях направляющих… Но даже если смазка работает просто в подшипнике, там не так все просто. Только часть смазки, заложенной в подшипник, работает непосредственно между трущимися деталями (внутри пары трения). Представьте себе шариковый подшипник, который вращается, вот он забит смазкой на 30% от того объема, который можно туда залить. А реально работает одна тонкая линия, по которой, так сказать, катится шарик. То есть единовременно работает 1-2% смазки, и в этой работающей части (а это тонкая пленка и очень высокие скорости) загуститель разрушается и работает фактически только масло. Остальная часть смазки, которая присутствует в подшипнике (те 98%) выполняет роль своеобразного депозитария (смазка ведь расходуется на дорожке трения) и уплотнителя.

В открытых зубчатых передачах дело обстоит несколько иначе, чем в подшипниках. Если в подшипник заложили смазку один раз и она там длительное время работает, то здесь требуется более частое пополнение запасов смазки, на которую воздействуют те или иные внешние факторы.

Загуститель, помимо того, что он формирует структуру, также серьезно влияет на механические свойства смазки, на ее температурные свойства. Например, если мы берем литиевую смазку, такие смазки обычно плавятся. Представьте свечку. Свечка плавится, когда горит. Смазки тоже плавятся. У них есть температура плавления, которая называется температурой каплепадения. Это специальный термин, потому что есть специальный прибор для определения. Если возьмем кальциевую смазку, у нее температура каплепадения (плавления) будет градусов 80. После этого она превращается в жидкость. Если же это литиевая смазка, она будет «капать» уже при 200 градусов. То есть тот или иной загуститель обладает определенными температурными свойствами и передает эти свойства смазке. С другой стороны, кальциевые смазки намного лучше липнут к металлической поверхности. Они более «липучие», если угодно. И особенность RUBIN’а в том, что получается смешанный загуститель: литиевое мыло (высокая температура каплепадения) + кальциевое мыло (липучесть и водостойкость, а также хорошая прокачиваемость по насосу и шлангу к узлу трения). При этом максимальная рабочая температура смазки, которая указывается на тюбике, обычно градусов на 60-80 ниже температуры каплепадения.

– А в процентном соотношении сколько всего в смазке?

– Примерно 10-12% загустителя, а все остальное масло. Еще есть присадки, у RUBIN’а это процентов 5. По большому счету, все пластичные смазки это 80% масел, 8-15% загустителя и остальное (5-12%) присадки.

– Так в чем же особенность RUBIN’а в сравнении с другими смазками?

– Смешанный загуститель – в этом и есть особенность, а так принцип действия одинаковый с остальными смазками. Потому смазка и называется многоцелевой. Была бы кальциевая, то уже вряд ли можно было бы ее таковой считать. Телегу или прицеп у трактора смазать можно, но что-то более серьезное, где есть высокие нагрузки или температура, уже нет…

– То есть если бы Зевс использовал для своей колесницы только кальциевую смазку, то она бы вытекла от разрядов молний, а если только литиевую, то она бы смылась дождем?

– Ну если Зевс, то конечно.

– Так и запишем, – обрадовался Вампилий. – Смазка MC 1520 (RUBIN) EP2 годится для колесницы бога-громовержца, а также для смазывания нагруженных шаровых опор, роликовых подшипников, подшипников колес, карданных соединений, шасси и прочих узлов транспортных средств, работающих во влажных, пыльных и засушливых условиях. Кстати, а цвет у смазки почему рубиновый?

– Изначально, лет 6-7 назад, мы ее разрабатывали для тоннелестроения. Мы решили ее покрасить, чтобы можно было быстро обнаружить какую-нибудь протечку. А цвет рубиновый потому, что мы делали эту смазку для казанского метростроя, а в Казани футбольная команда «Рубин»…

– Все ясно, – воскликнул Вампилий. – Если даже под землей эта смазка на высоте, то на земле она будет на высоте и подавно. А футбол я тоже очень уважаю. Как и холодец.

И он побежал дальше по этажам здания «ВМПАВТО», желая выведать что-нибудь любопытное и про другие смазки…

Смазка МС 1520 – водостойкая, многоцелевая EP-2 пластичная смазка на основе литиево-кальциевого загустителя

Смазка МС 1520 – водостойкая, многоцелевая EP-2 пластичная смазка на основе литиево-кальциевого загустителя